Что
воспитывает детский сад
Понятно, что основы социального поведения закладываются в родительском доме.
При встречах с другими, в детском саду или в спортивной школе, к ним
добавляется новое качество: дети учатся вливаться в группу, не отставать от
других. Это сложный процесс, растягивающийся на годы.
Контактность
«Можно с тобой поиграть?», «Ты будешь в нашей группе?» В детском саду ежедневно
завязываются новые контакты, дети объединяются для игры, учатся не только
заявлять о своих желаниях, но и переносить отказ.
Поведение в группе
Совместная игра ставит перед детьми сразу несколько требований: надо
договориться о ролях, приноровиться друг к другу, оказывать и принимать помощь,
решать задачи сообща. Уже трехлетние малыши помогают друг другу, чтобы
справиться с какой-нибудь проблемой: сложить игру-головоломку, построить замок
из песка. При этом важно уметь выражать свои мысли. Чем лучше дети владеют
речью, тем легче им сблизиться друг с другом.
Чуткость
Это основная предпосылка нормального социального поведения. Трех-четырех-летние
дети по своему умственному развитию еще не в состоянии представить себя на
месте другого, взглянуть на что-то его глазами. Однако они вполне способны
проявлять сочувствие. Если товарищ по игре плачет, потому что его с таким
трудом собранный автомобиль развалился, то они в виде утешения предлагают ему
собственного плюшевого мишку, потому что им самим в подобной ситуации он
помогает. Но только с шести лет дети начинают понимать, почему их товарищ по
игре плачет, и предлагают ему снова собрать машинку вместе.
Понимание правил
Оно необходимо для любой игры. Понимать правила и уметь пользоваться ими - это
большой шаг в умственном и социальном развитии. Например, игру в прятки
осваивают даже совсем маленькие дети. Ролевые игры доступны только с четырех
лет. Ведь для этого надо договориться о правилах: «Я хозяин собаки, а ты мой
пес - и соблюдать их. Трехлетних просто вовлекают в игру, к примеру в роли
собаки. Если они ведут себя неправильно, рвутся с «поводка» или во время
«выгуливания» не задирают ногу, старшие им выговаривают. Так малыши учатся, как
надо правильно играть роль.
Способность сдерживать желание
Для детей детсадовского возраста это самое трудное. Даже у пятилетних бывают
проблемы, если надо становиться в очередь и ждать, когда придет твой черед.
Маленькие дети лишь с большим трудом могут преодолеть разочарование: проиграв,
они тут же разражаются слезами. Справляться с разочарованиями удается лишь
детям школьного возраста.
Скромность
Не быть в центре внимания - для многих это что-то совершенно непривычное.
Впервые им надо стать частью группы, чтобы получить признание. Хорошая
тренировка: в течение года празднуется день рождения каждого ребенка, и в этот
день все остальные автоматически оказываются на заднем плане - важный опыт
поведения в коллективе.
Великодушие и предупредительность
Этому способствует прежде всего смешанный возрастной состав групп. Дружеские
отношения между маленькими и большими обеспечивают поддержку и способствуют
взаимопониманию. Шестилетние помогают четырехлетнему подняться на лесенку,
потому что хотят, чтобы он оставался с ними.
Дети учатся правильному социальному поведению, в первую очередь, через
собственные переживания и опыт. Воспитательница помогает создать фон для
игрового опыта, вмешивается в случае конфликтов, уговаривает, если слабых исключают
из коллективной игры, разъясняет, почему необходимо внимательно относиться друг
к другу. И она должна быть примером, ведь дети очень наблюдательны.
|