Музыкальное
воспитание дошкольников в семье.
Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка
раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство
детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на
себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно
важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются
те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить
их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны
знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье,
понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный
уровень.
Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и
условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом
жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности,
общей культурой.
Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с
уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта,
часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую
взрослые слушают вместе с ребенком . Родители, понимая, какую радость и
духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное
образование, развить их способности.
В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень
хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К
музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок
слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке
его родители безразличны.
Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов
музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально -
образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным
воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней
жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых
развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома
ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и
качественном звучании (грамзапись, магнитофонная запись).
Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных
инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые
он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих
семьях есть музыкальные инструменты - игрушки (металлофон, ксилофон, арфа,
дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами
умеют подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть В этих инструментах
лишь игрушки, предназначенные только для забавы.
Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением
семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить
спонтанно, «сочинять» музыку во время игр - напевать марш, ритмично стуча
солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу;
импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.
Музыкально — образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети,
которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников
получают музыкальные знания стихийно, без какой - либо системы.
Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если
ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет
успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной
культуры.
Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться
на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное
окружение.
Задачи музыкального воспитания детей в семье.
Используемый репертуар
Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это
зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными
задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в
дошкольном учреждении, а именно:
• обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать инте-рес к
музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музы-кальной
культуры;
• развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов
музыкальной деятельности (восприятие, испольнительство, творчество,
музы-кально-образовательная, деятельность);
• способствовать общему развитию детей средствами музыки.
Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо
заложить основы для будущего профессионального обучения.
Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают
важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье,
музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты,
музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными
впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.
Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от
музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для
развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной
культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на
шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать
народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными
традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народ-ные
мелодии с раннего детства, естественно, «проникается» народно-песенными
интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно
про-чувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия,
раз-личить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных
инстру-ментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как
«взрос-лую», так и написанную специально для детей.
Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства,
доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или
фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармо-низацией,
оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чай-ковского) и
более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения
старинная музыка А.Вивальди, И.С., Баха, В. А. Моцарта.
Методы обучения в семье
Основные
педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в
музыкальном семейном воспитании.
Наглядно-слуховой метод - основной метод музыкального воспитания. Если
ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и
классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию,
накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных
и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и
использование ее как фона для другой деятельности).
Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества.
В детском саду для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции
картин, иллюстрации, качество которых не всегда высоко. Дома же имеется
возможность показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе,
когда была сочинена музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с
изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций картин,
соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об
искусстве.
Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики
взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший
интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену
настроений, на изменения [в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а
теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются
звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).
Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению,
музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными
умениями и навыками исполнительства и творчества.
Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и
музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей,
терпения, желания заинтересовать детей музыкой.
Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно наивысших
результатов (например, в игре на музыкальном инструменте), насильно заставляют
его подолгу заниматься, часами играть упражнения. Если же малыш не справляется
с заданиями его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании,
тем более на занятиях искусством.
К сожалению, некоторые учителя музыкальных школ, занимаясь с маленькими детьми,
допускают излишнюю строгость, требовательность, не учитывая желаний и
возможностей ребенка. Это часто приводит к тому, что даже одаренные дети теряют
интерес к музыкальным занятиям, а иногда и к музыке вообще. У ребят на долго
закрепляются отрицательные эмоции, полученные во время учебы, которые порождают
затем негативное отношение к музыке.
Педагог должен суметь убедить родителе и , что только заинтересованностью можно
добиться успеха в музыкальном развитии детей. Нужно широко использовать игровые
ситуации, соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы дети не переутомлялись, не
начали скучать. Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу
заниматься одним делом, требуется смена музыкальной деятельности, применение
разных ее видов, наглядности.
Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только когда он
увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение
красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же
взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна
культура общения взрослого с детьми.
Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок
должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном
положительными эмоциями окружении.
Консультируя родителей, педагогу-музыканту дошкольного учреждения необходимо
рассказывать об опыте музыкального воспитания, накопленном ребенком в детском
саду, чтобы они могли использовать его дома.
Формы
организации музыкальной деятельности детей в семье
Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми так и в более
свободных формах - как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она
может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль
взрослого (родителей или педагога) активна - это совместное слушание музыки,
совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально -
ритмические движения, игры с музыкой).
К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание грамзаписей
музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей.
Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку
перевернуть пластинку, подобрать мелодию и т. д. Ребенок должен чувствовать,
что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.
Более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыки одновременно с
другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком
случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и
такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития
и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта.
Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы
они привыкали к интонациям различной по стилям музыки.
Музыка может изучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно
подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.
Таким
образом, семейное
музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И
родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.
|